СВЕТОДИОДНЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОПТИКИ

ПОДРОБНЫЙ ТЕСТ

Яркость, ширина, освещенность, равномерность и так далее.
Пробуем разобраться что к чему и сравниваем модули MATRIX BI-LED 2022 от ledtechbeams
с другими решениями для ретрофита фар
Светодиодные линзы или…?
Небольшое предисловие.

За последние лет пять-семь лет на рынок тюнинга автомобильного света пришло необъятное множество самых разных решений практически на любой вкус, цвет или объем кошелька. Никакого секрета в том, что 99% предлагаемых вариантов – продукт китайских заводов, которые наладили мощные производства, целиком и полностью ориентированные на рынок «вторичной» оптики, то есть на замену ваших уставших модулей с ксеноном или галогеном внутри.

Сразу обозначим первый момент – понятие линза, на наш взгляд, не является корректным. Модуль, будь то ксеноновый или светодиодный состоит из нескольких основных частей – линза, отражатель, крепежная рама и так далее. В тексте ниже будем придерживаться понятия «модуль». Момент номер два – данная статья не является безоговорочной истиной, не создана для публикации в научных журналах, не предоставляет ссылки с авторитетным источником на каждое утверждение. Образно говоря – все, что вы увидите и прочтете, есть сугубо наше личное мнение, как людей, окунувшихся в тематику автомобильного света чуть глубже. Возвращаясь к вопросу широкого разнообразия вариантов для ретрофита оптики на рынке – так как в массе своей они производятся на «соседних» заводах (иногда на одном и том же, но это не точно), то и характеристики они имеют примерно одинаковые. Ключевое слово – примерно. Иметь хотя бы отдаленное представление о методике выбора светодиодных линз, а точнее модулей, вероятно, стоит каждому автовладельцу. В данном материале мы проведем тестовые сравнения наших светодиодных модулей MATRIX BI-LED 2022 с некоторыми популярными LED-модулями и заодно покажем на что, по нашему мнению, стоит обращать внимание и как выбрать наиболее подходящий вариант для своего авто. Будем стараться быть объективными, но само собой ангажированность мнения отрицать не станем.


В статье представлены светодиодные модули:


  • MTF Matrix System
  • DILIHT Novem
  • AOZOOM Dragon Knight K3 (DK3)
  • AOZOOM A6+
  • LTway
  • IPHCAR I8
  • KOITO LED
  • MATRIX BILED 2022
Часть первая
На заборе вон что написано!
Примитивные тесты и рассуждения о достаточном количестве света "под носом"

Часто можно увидеть мнение, будто главный параметр, по которому стоит ранжировать LED модули – яркость. Безусловно, характеристика крайне важная, но ведь есть еще множество. Рассмотрим вопрос подробнее. Формально правильно использовать термин освещенность, а не яркость. Численно освещенность равна световому потоку, падающему на участок поверхности единичной площади и измеряется в люксах. Есть ли необходимость в таком уровне освещенности, чтобы под светом фар «высыхал асфальт»? Весьма спорно, на наш взгляд – нет. По той причине, что слишком высокая яркость создает эффект «засветки», ведь так или иначе мы видим именно отраженные от дороги лучи. Переизбыток их приводит к эффекту самоослепления ухудшающему видимость.

Свет от фар должен обладать определенной равномерностью распределения светового потока по дороге, для простоты будем считать параметр чисто эмпирическим, так как определять его будем «на глаз» по фотографиям. А что на счет светотеневой границы (СТГ)? Переход свет-тьма весьма важная сторона вопроса качественного автомобильного света. На наш взгляд правильная СТГ должна иметь минимальный уровень хроматических аберраций, то есть разложения света на цветные полосы ближайшие по спектру к рабочей длине волны. Подавляющее большинство светодиодов в модулях для автомобилей имеют температуру света в районе 5000-6000К (белый нейтральный/синевато-белый), поэтому аберрации имеют оттенки синего и фиолетового цвета. Простыми словами – недостатком является излишняя «синева» светотеневой границы. Не самым критичным, но все же заметным даже с эстетической стороны минусом. Очень резкий переход свет/тьма в большинстве случаев также является сильным недостатком СТГ. Намного более критичным, нежели «синева». В разы повышается нагрузка на зрение во время движения. Особенно проявляется при быстром перемещении по темным участкам дороги, когда глаза водителя вынуждены постоянно перестраиваться от яркой картинки дорожного полотна к кромешной тьме сразу за срезом СТГ. «Мягкая», то есть размытая и лишенная топорной резкости граница света заметно нивелирует этот эффект, разгружает глаза водителя и создает условия для более комфортного вождения в полной темноте. Вспоминать о дальнем свете пока не будем, это предмет отдельного разговора. Данная статья касается исключительно ближнего света LED-модулей. Наиболее популярным вариантом сравнения в полевых условиях мы бы назвали «заборный тест», когда с определенного расстояния светят в вертикальную плоскость. Технически его можно провести даже по ГОСТу, однако об этом позже. Представим, что Вы пришли к нам в студию автосвета и попросили показать варианты для установки.

Все наши сравнения
будем начинать с LED-модулей ближнего света Nissan Murano.
Это OEM решение от фирмы KOITO, сертифицированное на международном уровне, поэтому как нельзя лучше подходит в качестве отправной точки во всех тестах.

Итак, камера зафиксирована, выставлены вручную настройки для объективизации результатов фото. Баланс белого 4400К, ISO 200, выдержка 1/125.

Для начала оцениваем СТГ. Уровень хроматических аберраций минимальный, при этом граница света слегка размыта. Общая ширина света высокая, но при этом горячее пятно (а это самая яркая часть света, которая должна освещать рабочую зону дорожного полотна) сосредоточено в районе колена СТГ у самого его среза и имеет относительно небольшой вертикальный размер. Высота светового пучка в целом также относительно невелика.

Теоретически, свет от такого модуля на дороге будет очень широкий по общей засветке, с достаточно низкой освещенностью в зоне ПТФ (область у бампера, которую не видно с места водителя и несколько метров после) из-за невысокой высоты светового пучка. Яркость, вероятно, будет нарастать постепенно за счет того, что горячее пятно расположено у самого края СТГ, а значит освещенность в ближней-средней зоне будет примерно одинакова с итоговой освещенностью в дальней зоне, ведь она падает с расстоянием. Чем дальше от источника света находится точка наблюдения, тем больший световой поток нужен для сохранения заданного среднего значения освещенности.

Сделаем тестовый замер освещенности в области колена СТГ.

Сделаем тестовый замер освещенности в области колена СТГ.

IPHCAR I8

cветодиодный модуль с двумя чипами

IPHCAR I8

cветодиодный модуль

с двумя чипами

Пару слов о двух чипах – конструктивные особенности обсуждать в этой статье не будем, но зачастую второй чип имеет смысл только на режиме дальнего света. К сожалению, функцию отдельного включения имеют не все модули.

Итак, оцениваем СТГ. Уровень хроматических аберраций средний, при этом граница света имеет ярко выраженную желтизну в месте, куда попадает световой поток от второго чипа. Общая ширина света выше среднего, горячее пятно достаточно большое, особенно по вертикали. Имеет типичную для всех китайских продуктов форму «коромысла» из-за простейшей конструкции оптической системы. Яркость у среза СТГ не сильно выше яркости на стыке зон ПТФ и ближней-средней. Общая высота светового пучка большая.

Теоретически, свет от такого модуля на дороге будет достаточно широкий по общей засветке, с вероятной областью самоослепления в ближней-средней зоне из-за слишком большой высоты горячего пятна.

Тестовый замер освещенности в области колена СТГ дает результат
в два раза выше KOITO.

Тестовый замер освещенности в области колена СТГ дает результат

в два раза выше KOITO.

LTWay
cветодиодный модуль с двумя чипами
LTWay
cветодиодный модуль
с двумя чипами

Оцениваем СТГ. Уровень хроматических аберраций также средний, при этом граница света аналогично имеет ярко выраженную желтизну в месте, куда попадает световой поток от второго чипа. Этот минус одинаков для всех двухчиповых модулей из поднебесной.

Общая ширина света не уступает KOITO, края СТГ поднимаются вверх, что может улучшить видимость на обочинах дороги. Горячее пятно большое, особенно по горизонтали. «Коромысло» на месте, но форма немного отлична от предыдущего варианта. Хорошо, что высота горячего пятна заметно меньше, однако резкое нарастание яркости может плохо отразиться на конечном результате на дороге, создав зону самоослепления. Общая высота светового пучка большая.

Теоретически, свет от такого модуля на дороге будет очень широкий по общей засветке, наличие области самоослепления в средней зоне предсказать трудно.

Как обычно, такого типа модули заточены на сравнение по максимальной яркости. Но мы-то с вами уже понимаем, что этого маловато будет.
Как обычно, такого типа модули заточены на сравнение по максимальной яркости. Но мы-то с вами уже понимаем, что этого маловато будет.
AOZOOM A6+
светодиодный модуль с двумя чипами
AOZOOM A6+
светодиодный модуль
с двумя чипами

К чести компании Aozoom стоит сказать, что мало кто в России и СНГ сделал столько для продвижения светодиодного ретрофита, сколько сделали они.

A6+ имеет самый широкий общий свет из всех протестированных моделей, не уступая оригинальным OEM решениям и даже превосходя многих из них в этом аспекте. Также есть возможность отключить второй чип и это отлично. На счет всего остального – давайте разбираться.

Оцениваем СТГ.

Уровень хроматических аберраций средний, граница света очень резкая и имеет ярко выраженный синий оттенок. Желтизна по центру от второго чипа. Горячее пятно большое, по горизонтали пока больше всех, но все также имеет неправильную форму «коромысла» и большую высоту. Аналогичное предыдущим моделям резкое нарастание яркости от засветки в зоне ПТФ к горячему пятну. Общая высота светового пучка большая, края СТГ уходят вверх, немного подсвечивая обочину.

Теоретически, на дороге получится очень широкий свет, наличие области самоослепления предсказать все также трудно.

AOZOOM Dragon Knight K3 (DK3)
cветодиодный модуль с двумя чипами
AOZOOM
Dragon Knight K3 (DK3)
cветодиодный модуль
с двумя чипами

Весьма популярный модуль от той же компании AOZOOM, часто рекламируемый как вариант, где «очень много света», что бы это ни значило. Есть возможность отключить второй чип.

Оцениваем СТГ. Уровень хроматических аберраций сильный, граница света очень резкая, при этом имеется явный спад по уровню на правой половине СТГ, а значит попутная обочина будет освещаться хуже, чем на тех же A6+. Ширина чуть выше средней. Свет имеет ярко выраженный синий оттенок. Желтизна по центру от второго чипа никуда не делась, как и подмешивание зеленоватых оттенков. Горячее пятно, явно чрезмерно большое, имеет уже привычную неправильную форму как у «коромысла». Нарастание яркости от общей засветки в зоне ПТФ к горячему пятну чуть плавнее, чем у предыдущих кандидатов. Общая высота светового пучка самая большая из всех.

Теоретически, на дороге получится достаточно широкий свет, но вероятнее всего этот модуль будет иметь самое сильное осевое самоослепление. Подождем результатов тестов на горизонтальной поверхности.

DILIHT NOVEM
cветодиодный модуль матричного типа
DILIHT NOVEM
cветодиодный модуль матричного типа

Наконец-то к нам в руки попали модули от компании Pro-Bright, о сравнении с которыми наших MATRIX BI-LED многие просили.

Модули Novem заявлены как матричные, по сути таковыми и являются. Основное отличие матричной структуры – светодиоды стоят вертикально и светят сразу на систему линз, без предварительной фокусировки в отражателе. Таким образом можно эффективнее управлять размерами и формой светового пятна.

Кстати, это новая версия продукции DILIHT. Заметно, что они не стоят на месте и развиваются. За это отдельный плюс.

Переходим к оценке СТГ. Уровень хроматических аберраций низкий, граница света достаточно резкая. Общая ширина высокая. За основу для формы выбран европейский вариант, предполагающий наличие не только ступеньки на правой половине, но и дополнительной на левой части. Таким образом полоса встречного движения «вырезана», а обочина другой стороны дороги хорошо освещается. Правильное решение, как нам кажется.

А вот о горячем пятне стоит поговорить подробнее, тут есть очень сомнительные моменты. Казалось бы, на предварительном фото все достаточно неплохо, вертикальный размер бы только поменьше и более плавное нарастание яркости. Однако, выяснилось, что точка максимальной яркости очень сильно смещена от края СТГ. По сути, такой проблемы нет даже у модулей китайского производства, там горячее пятно хоть имеет зачастую огромный размер и излишнюю яркость, но не так сильно смещено от среза света. В общем, данный недочет может полностью перекрыть собой все достоинства этих модулей после теста на дороге. Общая высота светового пучка достаточная.

Теоретически, на дороге получится достаточно широкий свет, но из-за смещения горячего пятна возникнет проблема с самоослеплением и неравномерной освещенностью.

MTF Matrix System
светодиодный модуль матричного типа
MTF Matrix System
светодиодный модуль матричного типа

Еще один представитель матричного семейства, теперь от компании MTF. Честно признаемся, данный модуль сильно похож на DILIHT TRILED 1 поколения. Как-будто это копия с минимум изменений.

Модули MTF Matrix System заявлены как матричные, имеют функцию подсветки поворота и отдельные светодиоды для дальнего света. Зачем MTF берет за основу максимально странную оптическую систему, от которой DILIHT успешно отказались - загадка.

Что там с СТГ? Уровень хроматических аберраций высокий, хотя граница света немного размыта. Общая ширина ниже среднего. Неравномерность заливки светом видна даже на таком расстоянии и это расстраивает. Проблемы горячего пятна выражены еще сильнее, чем у Novem. Мало того, что оно излишне большое по высоте, при этом точка максимальной яркости смещена еще сильнее, чем у DILIHT. Температура света уходит в фиолетово-синие оттенки.

Поговорим отдельно о дальнем свете. Просто по той причине, что обойти такое нельзя. Итак, при включении дальнего света начинает работать дополнительная секция со светодиодами. Звучит очень интересно, однако на деле при этом происходит две максимально странные вещи: яркость ближнего света снижается почти вдвое, а ширина ближнего света уменьшается также в 1.5-2 раза. При этом ближний и дальний разделены темной «границей» СТГ.

Бытует мнение, что для езды на высокой скорости хорошо подходит очень «узкий» свет, под эту «теорему» даже пытаются продавать «светильники» сомнительного качества тем, кто не сильно разбирается в вопросе. В общем-то - это грубая ложь. Поэтому в данном случае мы, конечно, продолжим тесты, но использовать такой продукт в автомобильном свете категорически не советуем. К сожалению.

MATRIX BI-LED 2022
cветодиодный модуль матричного типа
MATRIX BI-LED 2022
cветодиодный модуль матричного типа

Итак, мы наконец-то добрались до наших собственных светодиодных модулей MATRIX BI-LED. Из названия понятно, что они также построены на матричной структуре, но используют отличную от предыдущих двух (DILIHT и MTF) модулей оптическую систему.

Оцениваем СТГ. Уровень хроматических аберраций низкий, граница света размыта, использован европейский вариант с «вырезом» под встречную полосу движения, поэтому во время движения будет хорошо видна обочина с обеих сторон дороги. Ширина общей засветки выше средней. Свет распределен достаточно равномерно, имеет нейтрально белый оттенок, без ухода в синеву или желтизну. Горячее пятно сосредоточено под самым краем СТГ и имеет небольшой вертикальный размер, что должно исключить возможность самоослепления. Нарастание яркости от общей засветки в зоне ПТФ к горячему пятну плавное. Общая высота светового пучка достаточная.

Так как модули MATRIX BI-LED изначально проектировались для создания максимально качественного света, то нет ничего удивительного в том, что по всем параметрам они близки к оригинальным решениям типа KOITO в той или иной мере.

Уровень яркости без погони за рекордами, главное - что его вполне достаточно.
Уровень яркости без погони за рекордами, главное - что его вполне достаточно.
Подходя к концу первой части, предлагаем снова взглянуть на все модули, участвовавшие в сравнении.
(Изображение можно увеличить кликнув на него.)

Часть вторая
Контрольные точки
Тестирование по мотивам ГОСТ Р 41.112-2005.

Так как тесты на экране, расположенном в 4х метрах от модуля не дают понимания какие относительные значения освещенности получаются в контрольных точках, то попробуем снять показания с каждого модуля с расстояния в 25 метров от экрана в соответствии с предписаниями ГОСТ Р 41.112-2005.

Для этого размечаем вертикальную поверхность в соответствии с Приложением №3 вышеуказанного ГОСТа. Так как размер экрана не позволяет разместить их все, будем использовать только основные 50R (правый край дороги в 50-ти метрах от автомобиля), 50L (аналогично слева), 75R (правый край дороги в 75-ти метрах от автомобиля), 75L (аналогично слева), B50L (ослепление водителя встречного автомобиля), а также дополнительно возьмем по 2 точки в зоне I и IV (расположены друг под другом примерно на расстоянии 15-20 см). К сожалению, точку 50V мы упустили из виду, но думаем, критичного изменения результатов она бы не дала.

Графическое представление тестового экрана с отмеченными точками,

в которых мы будем проводить измерения.

Графическое представление тестового экрана с отмеченными точками,

в которых мы будем проводить измерения.

Чем еще хорош тест на расстоянии 25 метров от экрана? Во-первых, можно увидеть реальную форму СТГ, во-вторых, любые хроматические аберрации сразу становятся явными и их можно адекватно оценить. В-третьих, можно определить (хотя бы на глаз) цветовую палитру излучаемого света, а ведь в ГОСТе она нормируется по пределу отклонения в синий, желтый, зеленый, фиолетовый и красный цвета.


Дословно в пункте 7.1. сказано: «Цвет излучаемого света должен быть белым».

Таблица относительных значений освещенности в контрольных точках

Таблица относительных значений освещенности в контрольных точках

Прекрасно видно, что корреляция с нашими выводами из первой части – досточно высокая. У тех же KOITO заметно плавное снижение яркости с удалением от края СТГ. А у DILIHT и MTF - сильное смещение горячего пятна от границы света. AOZOOM A6+ однозначно будет иметь зону некоторого самоослепления из-за повышения яркости в зоне IV. Также видно, что конкурс самой высокой осевой яркости однозначно выиграл модуль AOZOOM Dragon Knight K3 (DK3), но делает ли это его лучшим на фоне остальных? Отнюдь, самый большой уровень аберраций и зеленоватое пятно второго чипа даже без дорожных тестов уже выглядят сомнительно.

Что касается наших модулей MATRIX BI-LED 2022, то из таблицы видно, что практически все значения меняются также как и у KOITO, от максимальной яркости у СТГ к плавному ее снижению у зоны IV.

Узнать больше о светодиодных модулях MATRIX BI-LED от LEDTECHBEAMS
Матричная структура оптической системы на 10 светодиодах Z ES. Качественное распределение света, мягкая светотеневая граница, нейтральный белый цвет 5000К. Трёхдюймовая стеклянная линза с шагренью. Контроль температуры с обратной связью.
Часть третья
Фото на дороге
Взгляд со стороны

Пришло время, наконец-то провести заключительный тест.


Суть его проста – включить модуль на улице в сухую погоду ночью и сделать фото с фиксированными настройками. А дальше взять эти фото, обесцветить и добавить +200 к контрасту и -60 к яркости. Такая методика позволит получить более-менее правдивое понимание о равномерности светораспределения и о наличии любых пятен излишней освещенности от конкретного модуля.

Для удобства просмотра сразу объединили фото с фиксированными параметрами и черно-белые, а также сделали подписи с указаниями на особенности света от тех или иных модулей. Наслаждайтесь просмотром.

Сразу предупредим, что в этом тесте использовано понятие осевой освещенности, где ось - линия (воображаемая), которая соединяет оптический центр линзы и нижнюю точку "колена" СТГ. То есть, осевая освещенность - это количество света в каждой отдельно взятой точке на оси модуля.


Двигайте разделитель на фото, чтобы понять разницу!

Как можно видеть на фото в автоматическом режиме - камера всегда выстраивает баланс белого таким образом, чтобы усреднить цветность где-то посредине. Появляется впечатление, что все модули имеют примерно одинаковую температуру света, однако фиксированные настройки камеры говорят об обратном.

По итогам третьего теста на дороге можем сделать вывод, что большая часть наших теоретических предположений еще на первом этапе тестирования оказалась правильной. Каждый модуль имеет свой набор характеристик, как положительных, так и отрицательных, который надо подбирать в соответствии с возможностями и желаниями.

А что в итоге-то?
Небольшое послесловие

В целом, как можно увидеть – общей проблемой всех тестируемых модулей, за исключением MATRIX BI-LED 2022, является неравномерная и/или избыточная освещенность.


В погоне за цифрами, на основании которых проще всего продавать продукцию, среднестатистические китайские модули грубо отбрасывают в сторону вопросы правильного распределения света. В то же время продукция от DILIHT вроде бы не гонится за яркостью, а работает над ошибками, становясь действительно интересной, но с оговорками на счет того же смещения горячего пятна. По достоверным источникам известно, что более дорогая модель TRILED 2 ничем в этом плане не отличается от Novem. Что касается продукта MTF Matrix system - с сожалением констатируем тот факт, что полноценным двухрежимным модулем это назвать невозможно, да и в целом по результатам тестов - полный провал. Не рекомендуем никому.

Возвращаясь к вопросу о яркости (освещенности) – если выбирать, к примеру, между двумя вариантами от AOZOOM, представленными в тестах, то A6+ выглядит предпочтительнее, нежели Dragon Knight K3. Явно прослеживается тенденция на приравнивание самых лучших вариантов к самым ярким, что в корне неверно. Два чипа, лазерные, с двойной или тройной линзой и так далее – в общем и целом это все маркетинговые уловки для увеличения продаж. Опять же, до начала гонки за яркость у AOZOOM были попытки изобразить более-менее грамотное формирование пучка ближнего света.

Невозможно отрицать - заменив старые, выгоревшие модули с галогеном или ксеноном внутри даже на бюджетный светодиодный вариант, получим невероятный "ВАУ" эффект и прибавку к безопасности на ночных дорогах. Однако, если позволяет бюджет и хочется действительно качественный по всем параметрам свет – придется пробовать разбираться в вопросе чуть больше. А там уже не все так однозначно.

Мы, как заинтересованная сторона, считаем свои модули MATRIX BI-LED 2022 лидерами по качеству освещения и, собственно, пытаемся объяснить почему. Рассчитываем, что это получилось, но даже если и нет – не страшно, главное, чтобы как можно больше прочитавших данную статью задумалось при выборе чуть дольше и чуть шире, чем просто оставаясь в рамках «тестирования яркости».


Всем успехов!


Мы прекрасно понимаем, что многие, очень многие будут не согласны с написанным выше.

 Но, как и предупреждали, все это - наше личное мнение без претензии на научную ценность.

Напоследок - режим дальнего света модулей MTF Matrix System.

Напоследок - режим дальнего света модулей MTF Matrix System.

Узнать больше о светодиодных модулях MATRIX BI-LED от LEDTECHBEAMS
Матричная структура оптической системы на 10 светодиодах Z ES. Качественное распределение света, мягкая светотеневая граница, нейтральный белый цвет 5000К. Трёхдюймовая стеклянная линза с шагренью. Контроль температуры с обратной связью.
Made on
Tilda