БОЛЬШОЙ ТЕСТ СВЕТОДИОДНЫХ МОДУЛЕЙ

Попытка создать наиболее полное и осмысленное сравнение популярных моделей BI-LED.

Рассматриваем вопросы не только света, но и технического исполнения.

ledtechbeams

БОЛЬШОЙ ТЕСТ СВЕТОДИОДНЫХ МОДУЛЕЙ

Попытка создать наиболее полное и осмысленное сравнение популярных моделей BI-LED. Рассматриваем вопросы не только света, но и технического исполнения.

А судьи кто?
А судьи кто?

Мы - разработчики своих собственных светодиодных модулей MATRIX BI-LED ledtechbeams и по-совместительству студия дооснащения автомобильной оптики. То есть - и "практики" и "теоретики". Всё то, что Вы увидите в данной статье - является исключительно нашим личным мнением и видением определенных вопросов, касающихся автомобильного света. Где-то будем упрощать (все же не защита докторской, да даже и не кандидатской), где-то вводить свои термины и понятия, а где-то использовать общепринятые. Несмотря на то, что наши модули также участвуют в тестировании - постараемся быть максимально беспристрастными. Ради чистоты экспериментов.

Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob

Сразу проясним некоторые моменты.


В тексте используется понятие светодиодный модуль, так как понятие светодиодная линза фактически является некорректным. Линза, стеклянная или пластиковая, лишь часть оптической системы целого модуля. Ксенонового, галогенового или светодиодного - не важно.


СТГ - сокращение от светотеневой границы. Это верхний срез ближнего света от модуля. Для дальнего света понятие СТГ не используем.

Горячее пятно - участок света у края СТГ с наибольшей яркостью. Он обеспечивает освещенность в основной рабочей зоне на дороге. От горячего пятна зачастую зависит наличие у модуля участков самоослепления (пересвета).

Освещенность (яркость) - численно равна световому потоку, падающему на участок поверхности единичной площади и измеряется в люксах.


Как мы уже говорили в прошлогоднем аналогичном тестировании - основной вопрос: "Есть ли необходимость в таком уровне освещенности, чтобы под светом фар, образно говоря, сох асфальт?" Однозначный ответ – нет. Слишком высокая и неравномерная яркость создаст лишь зону самоослепления, на самом деле ухудшающую видимость. Ведь так или иначе мы видим именно отраженные от дороги лучи.


Также пару слов о том, что есть правильный свет.


На наш взгляд именно правильный свет фар должен обладать определенной равномерностью распределения светового потока по дороге. Переход свет-тьма важен не меньше. Правильная СТГ имеет минимальный уровень хроматических аберраций, то есть минимальное количество паразитных цветных полос воль СТГ, ближайших по спектру к рабочей длине волны используемых светодиодов. Горячее пятно не должно иметь следов дисперсии света дополнительных чипов (разложения на спектр).


Подавляющее большинство BI-LED модулей имеют температуру света в районе 5000-6000К (белый нейтральный/синевато-белый), поэтому стандартно аберрации имеют оттенки синего и фиолетового цвета. В тех случаях, когда конструкция предполагает использование нескольких чипов (сборок) светодиодов частой проблемой становится дисперсия излучаемого ими света - появление зеленых, красных и розовато-желтых оттенков. Простыми словами – излишняя «синева» светотеневой границы является не самым критичным, но все же заметным даже с эстетической стороны минусом. А вот зелено-красно-желтое горячее пятно второго/третьего/десятого чипа уже полностью перекрывает любые достоинства используемого модуля.


Большую проблему представляет очень резкий переход свет/тьма у края СТГ. Это намного более критично, нежели безобидная «синева» и даже критичнее, чем дисперсия от дополнительного чипа, так как в разы повышается нагрузка на зрение во время движения. Особенно заметно проявляется при езде по длинным темным участкам дороги, когда глаза водителя вынуждены постоянно перестраиваться от яркой картинки дорожного полотна к кромешной тьме сразу за срезом СТГ. А если у модуля запредельная яркость и огромное пятно самоослепления в основной рабочей зоне, то...

При этом «мягкая», то есть размытая и лишенная излишней резкости граница света разгружает глаза водителя и создает условия для более комфортного вождения в полной темноте. Вкупе с достаточной яркостью и отсутствием самоослепления, паразитных аберраций и дисперсии все эти моменты обеспечивают качественный правильный свет фар.

Какие виды тестирования будут представлены?
"Заборный" тест
Сравним формы светотеневых границ (СТГ), размеры горячего пятна ближнего света, наличие паразитных засветок различного цвета и т.д.
Тест по ГОСТу
Сравним освещенность модулей в точках, регламентированных
ГОСТ Р 41.112-2005

"Дорожный" тест
Сравним распределение света в реальных условиях, плюсы и минусы тех или иных модулей, наличие дисперсии на срезе СТГ и т.д.
"Технический" тест
Посмотрим на работу термозащиты, качество сборки и изготовления, наличие интересных технических решений, наличие электромагнитных шумов и т.д.

Представление участников

Какие модули тестируем, как попали на тест и сколько стоит комплект.

Какие модули участвуют в сравнении

Все модули, предоставленные безвозмездно можно найти по ссылкам:


GNX SILVER

GNX GOLD

Vision Tri-led Ultimate Series 5500K

DILIHT PARROT



Все модули, предоставленные безвозмездно можно найти по ссылкам:


GNX SILVER

GNX GOLD

Vision Tri-led Ultimate Series 5500K

DILIHT PARROT



"Заборный" тест

Оцениваем свет каждого модуля из одной точки наблюдения с фиксированными настройками камеры.

"Заборный" тест
Оцениваем свет каждого модуля из одной точки наблюдения с фиксированными настройками камеры.

Для начала небольшое пояснение. В чем суть и необходимость такого типа тестирования?


Часто поверхностные выводы о качестве света того или иного решения делаются как раз на основе сравнения яркости "в лоб" на двери или стене. Однако, мало того, что яркость не является краеугольной характеристикой, обеспечивающей качественный свет, так и сравнение происходит лишь по показанию люксметра в каких-то самовольно выбранных точках. Единственно верным направлением такого теста является фактическая оценка формы и размеров горячего пятна, а также общей формы СТГ. Этим мы и займемся.

  • KOITO DM-008 1A

Начинать тесты будем всегда с заводского решения для TLC200 - KOITO DM-008 1A. На фото ближний и дальний свет. Можно заметить "фирменное" затемнение в районе встречной полосы движения. Так как модули проектировались под высокий внедорожник такое решение не подойдет низким машинам. Многие это упускают. В целом, заметна мягкая СТГ, отсутствие каких-либо аберраций.

Горячее пятно сосредоточено у среза СТГ, имеет небольшой вертикальный размер и плавно переходит от своей максимальной яркости к минимальной яркости общей заливки. Так как освещенность падает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника света до поверхности, то и яркость модулей должна меняться нелинейно от среза СТГ к нижней части, отвечающей за область ПТФ. Другими словами - максимум яркости надо сосредоточить у края, чтобы по итогу самые дальние участки дороги у среза СТГ были освещены с той же интенсивностью, что и ближние участки.

  • GNX Silver

Производителем заявлена мягкая СТГ - она на месте. Также заметно отсутствие аберраций, общая цветовая гамма немного отдает в зеленоватые оттенки.

Горячее пятно не сосредоточено у среза СТГ, имеет весьма большой вертикальный размер и резко переходит от высокой яркости к минимальной яркости общей заливки.

В данном случае видим обратную ситуацию: слишком большое по высоте горячее пятно создаст ту самую зону самоослепления. Как это происходит? Очень упрощенно так:

Допустим, яркость горячего пятна 1000 единиц. На "заборе" выглядит круто, очень много света, все рады. Вертикальный размер горячего пятна большой, своими десятью единицами яркости на стене он захватывает не только самую дальнюю зону у края СТГ (в среднем это около 80-ти метров), но и часть основной, а то и ближней зоны (в 10-50-ти метрах от наблюдателя). Так как освещенность затухает обратно квадрату расстояния, то при прочих равных (угол падения и так далее) от условных 1000 единиц на 10-ти метрах останется всего 10 единиц, а на 50-ти 0,4 единицы. На 80-ти метрах у СТГ останется вообще 0,156 единиц. Таким образом - в 50-ти метрах от глаз водителя будет яркое пятно света в 2,5 раза ярче, чем свет у края СТГ. Как-то так.

Конечно, испытания на дороге расставят все точки, но по опыту - пересвету быть.

  • GNX GOLD

Тут с СТГ все печальнее - средний уровень синих аберраций, явная рыжая засветка от второго чипа (дисперсия). Общая цветовая гамма белая с небольшим уходом в синеву, на взгляд в районе 5700К.

Горячее пятно большое по высоте. Возможно появление зон самоослепления.



  • Aozoom K3 DK200

В новой генерации "драконы" стали теплее по цветовой температуре. Возможно даже "желтее". Средний уровень синих аберраций, при включении дополнительного чипа - появляется рыжая "челка" дисперсии над коленом СТГ. Горячее пятно традиционно в виде "коромысла", большое по высоте, но без экстремальной яркости, пока не подключишь дополнительный чип. Есть ли смысл его использования в ближнем свете предстоит разобраться позже. ЦТ в районе 5000К.



  • Aozoom Laser Gen5

Низкий уровень аберраций, при включении дополнительного чипа - огроменная красная зона дисперсии над коленом СТГ. Горячее пятно слегка вытянуто по ширине, но все также в виде "коромысла", большое по высоте и очень яркое. Вероятность создания зон самоослепления крайне велика. Цветовая температура (ЦТ) ближе к 5000К.



  • Vision Tri-led Ultimate Series

Средний уровень аберраций, зона дисперсии над коленом СТГ имеет уклон в фиолетовый. Горячее пятно вытянуто по ширине, но оно относительно небольшое по высоте и не запредельно яркое. Это хорошо и вселяет надежду, что на дороге выглядеть свет будет адекватно. Общая цветовая температура ближе к 5700К.



  • Criline D4 Night Ranger

На удивление небольшой уровень аберраций, фиолетовая дисперсия над коленом СТГ тоже не критичная. Горячее пятно опять яркое "коромысло". Общая цветовая температура ближе к 6000К.



  • DIXEL BI-LED White Night D1000

Довольно сильный уровень аберраций, но зона дисперсии над коленом СТГ небольшая. Про горячее пятно можно сказать, что оно без дополнительного чипа практически отсутствует. Выглядит очень странно, хотя общая засветка в таком варианте довольно равномерная. Включение доп. чипа дает яркое, не сильно широкое, но очень большое по высоте пятно света, с явно "запредельной" освещенностью по сравнению с общей засветкой. Как это будет выглядеть на дороге - увидим. Цветовая температура ближе к 5700К.



  • DILIHT PARROT

Нулевой уровень аберраций, никакой дисперсии над коленом СТГ. Горячее пятно правильной формы, сосредоточено у среза СТГ. Вызывает опасение только его несовпадение в цвете с остальной засветкой. Но пока выглядит перспективно. ЦТ около 5200К-5000К.



  • MTF WIDEBEAM

Высокий уровень аберраций, средняя дисперсия над коленом СТГ. Большое по высоте яркое горячее пятно "коромыслом". Повторяться про самоослепление не будем - дорога покажет. ЦТ около 5700К.



  • Statlight BI LED A6

Средний уровень аберраций, низкая дисперсия над коленом СТГ. Большое по высоте горячее пятно "коромыслом" средней яркости. Интересно, что свет по нижней кромке СТГ подрезан по сравнению с другими модулями аналогичного строения.

Вероятно можно ставить в фары с глубоким хромированным "колодцем" маски. ЦТ около 5700К.



  • MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000K

Нулевой уровень аберраций, почти полное отсутствие дисперсии над коленом СТГ. Форма границы света с "вырезом" встречной полосы, но засветкой двух обочин. Горячее пятно правильной формы, сосредоточено у среза СТГ (со смещением вправо, как у KOITO). ЦТ около 4000К.

  • MATRIX BI-LED ledtechbeams 5500K

Также очень низкий уровень аберраций и дисперсии над коленом СТГ. Общая яркость явно выше версии на 4000К. Форма СТГ аналогичная, с "вырезом". Горячее пятно правильной формы, сосредоточено у среза СТГ (со смещением вправо, как у KOITO). ЦТ около 5500К.



Тест по ГОСТу

Оцениваем свет каждого модуля на специальном стенде с контролем освещенности в заданных точках.

Тест по ГОСТу
Оцениваем свет каждого модуля на специальном стенде с контролем освещенности в заданных точках.

Традиционный тест в контрольных точках согласно ГОСТ Р 41.112-2005. В этот раз мы подготовились более качественно и сначала отрисовали, а затем распечатали специальный тестировочный стенд на баннере размером шесть на три метра. Основная задача данного испытания - получить таблицу объективных данных освещенности каждого модуля в той или иной точке.


Модули располагаются в двадцати пяти метрах от стенда. Использовать будем точки 50R (правый край дороги в 50-ти метрах от автомобиля), 50L (аналогично слева), 75R (правый край дороги в 75-ти метрах от автомобиля), 75L (аналогично слева), B50L (ослепление водителя встречного автомобиля), 50V (центральная зона на 50-ти метрах), 25V (центральная зона на 25-ти метрах), 0V (центральная зона ПТФ).

Стенд для проведения теста
Двойные показания указаны в том случае, когда есть возможность включить только основной чип без дополнительного.

Какие предварительные выводы можно сделать из снятых показаний?

Для начала надо обозначить, что DM-008 от фирмы KOITO является сертифицированным устройством, а значит именно его соотношение освещенности в различных точках можно принять за более-менее правильное. Точки 50V-25V-0V показывают как меняется освещенность вдоль центральной оси от основной зоны практически до зоны ПТФ. От уровня в 56 единиц яркость уменьшается до 75% в точке 25V, а затем до 40% в точке 0V.


Если же рассмотреть показания GNX GOLD (например), то видно, что показания 50V и 25V одинаковы, а значит на дороге скорее всего это отразится в появлении зоны самоослепления, так как на 25-ти метрах изначальная освещенность согласно формуле:

будет, при прочих равных, примерно в 4 раза выше, чем на 50-ти метрах от точки наблюдения.

Таким образом можно проанализировать каждый модуль в таблице и прикинуть возможные шансы получения зоны пересвета. Главное помнить, что цифры - хорошо, конечно. Но только реальные фото на земле покажут результат.


Из интересного - явно видны возможные аутсайдеры с примерно одинаковыми показаниями в точках 50V и 25V: GNX GOLD, Aozoom DK200 без дополнительного чипа, Aozoom Laser, MTF WIDEBEAM, Statlight BI LED A6. Также есть очень большой вопрос к DIXEL D1000 - без дополнительных чипов виден серьезный провал в рабочей зоне по яркости в точках 75R - 50R по сравнению с точкой 50V, при этом подключение доп.чипов вроде бы ситуацию выправляет, даже выдвигая их на первое место по яркости в точках 75R - 50R, но что из этого получится на дороге еще предстоит посмотреть. Хороший результат в пределах нормы показывают наши модули MATRIX BI-LED ledtechbeams (наиболее близкое к KOITO соотношение освещенностей в точках 50V-25V-0), следом за ними идут DILIHT PARROT, затем VISION TRI-LED. Остальные модули не имеют каких-то особых отличий по показаниям, за которые можно зацепиться - посмотрим на дороге.



"Дорожный" тест

Проверяем свет каждого модуля на сухой дороге без разметки с двух позиций: "из кабины" и в "проекции сверху" с фиксированными настройками камеры

"Дорожный" тест
Проверяем свет каждого модуля на сухой дороге без разметки с двух позиций: "из кабины" и в "проекции сверху" с фиксированными настройками камеры

Для адекватного понимания результатов теста, с учетом того, что точка установки модулей неизменна, решили разделить дорожное полотно на три зоны.


ЗОНА ПТФ - участок дороги в пару-тройку метров под бампером, зачастую невидимый с точки наблюдения водителя (именно центральная часть).

БЛИЖНЯЯ ЗОНА - участок дороги примерно от конца зоны ПТФ и до десяти метров вперед от бампера. Дополнительно может подсвечиваться с их помощью.

ОСНОВНАЯ ЗОНА - она же рабочая зона. Участок дороги от конца ближней зоны и до восьмидесяти метров вперед от бампера. Именно эта зона является самой важной для водителя и на нее он смотрит 90% времени движения на автомобиле.


Весь анализ света модулей будет основан именно на этом разделении. Оно довольно условно, но и мы тут не научную статью пишем! Фотографии сделаны на фиксированных настройках камеры с высоты в три метра и с уровня наблюдения водителя. Модуль установлен на обычной для среднеразмерной машины высоте 75-78 см от земли. Дополнительно постарались поймать зону возможной дисперсии света, дабы показать как это выглядит на дороге.

Где потребуются дополнительные комментарии - напишем их под подборками с фото каждого модуля, но в большинстве своем все уже обозначено на снимках.

Первое фото - вид с высоты наблюдения водителя (только камера перед капотом, а не в салоне, поэтому видим зону ПТФ), следом место появления возможной дисперсии на границе СТГ, затем сравнительные фото с высоты (и не только) с пояснениями.

  • KOITO DM-008 1A
  • GNX Silver
  • GNX GOLD
  • Aozoom K3 DK200

Использование дополнительного чипа DK200, на наш взгляд, оправдано только при включении дальнего света.



  • Aozoom Laser Gen5

Наше мнение - лазер тут ничего хорошего не даёт. Маркетинг, бессмысленный и беспощадный для глаз.

  • Vision Tri-led Ultimate Series

Vision в целом показывает довольно неплохой результат, что ожидаемо по предыдущим результатам. Минимальный пересвет от второго чипа, который хотелось бы вообще отключить, чтобы заодно убрать дисперсию. Но такой возможности нет.

  • Criline D4 Night Ranger
  • DIXEL BI-LED White Night D1000

Как мы и предполагали у DIXEL D1000 есть явные проблемы, требующие дополнительного внимания производителя: без дополнительных чипов получается провал в яркости в дальней части основной зоны, а при их включении - огромное пятно самоослепления по центру. Модули имеют неплохой потенциал, например касательно ширины заливки они одни из лучших, если не лучшие после KOITO. Но в текущем исполнении слишком много НО накопилось уже к этому моменту. Включать ли дополнительные чипы вместе с ближним светом? Наше мнение - скорее нет. На дальний свет - конечно да.

  • DILIHT PARROT

Неожиданно DILIHT PARROT на дороге показал себя довольно странно, до этого во всех тестах явно было заметно, что производитель провел работу над ошибками по сравнению с прошлыми моделями, но... Как и говорили - стена не то пальто. По большей части, вопрос к изменению цвета в центре. Почему горячее пятно желтое, когда весь остальной свет белый? Почему в центральной зоне мы наблюдаем некое пятно света, которое явно вырывается вперед по яркости? Вопросы без ответа. Пусть и нет явного самоослепления, но распределине света в целом хромает явно.

  • MTF WIDEBEAM
  • Statlight BI LED A6
  • MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000K
  • MATRIX BI-LED ledtechbeams 5500K

Наши модули MATRIX BI-LED ledtechbeams тоже не без определенных недостатков, которые видно на фото. С другой стороны, в основной зоне у них одно из лучших распределений света по дороге. Нет никаких участков самоослепления и синевы на границе. Да и дисперсии как таковой тоже нет.


Как видите - обзор мы стараемся делать действительно объективно, не боимся говорить и о своих недостатках.

По результатам данного теста предлагаем сделать каждому свой вывод о том, что он хочет получить на дороге в итоге. Никаких рекомендаций давать не будем, только результаты в одинаковых условиях.

Чтобы Вы могли сами все сравнить.


Далее переходим к техническим тестам.

"Техничесий" тест

Проверяем термозащиту и общий нагрев с тепловизором, наличие шумов на радио, разбираем и оцениваем технические решения

Если вы дошли до этой части, то благодарим за интерес к нашей работе!


Итак, для проведения теста термозащиты и общего температурного режима работы мы в первую очередь подготовили специальный относительно теплоизолированный пластиковый контейнер. В него завели провода, которые подключили к блоку питания.


Первоначально модуль работает пять минут с открытой крышкой контейнера для фиксации рабочей температуры и потребляемой мощности на открытом стенде.

После первого прогона крышка закрывается, через пять минут опять проводим контроль температуры и потребляемой мощности. Оцениваем сработала ли термозащита (потребляемая мощность должна заметно упасть).


В случае необходимости или какой-то неопределенности результатов снова закрываем модуль на десять минут в коробке для проверки.


Далее тестируем реализованный уровень электромагнитной совместимости, ведь модули будут использованы в автомобилях. Наличие шумов в ближней зоне с помощью простейшего приемника и неэкранированной антенны - самый простой способ проверить отношение разработчика к этому вопросу. Другими словами надо оценить наличие шума на радио.


После этого перейдем к тотальному физическому разбору всех модулей до составляющих, оценке их качества сборки, покажем интересные решения, которые применяют те или иные фирмы.

Термозащита

KOITO DM-008 1A

Прогрелся за 5 минут работы до 49 градусов, после пяти минут в закрытом боксе до 57 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась с 27 Вт до 26.5 Вт, что является практически нормой выхода драйвера на рабочую температуру.


GNX SILVER

Прогрелся за 5 минут работы до 31 градуса, после пяти минут в закрытом боксе до 61 градуса, при этом потребляемая мощность снизилась с 41 Вт до 39.5 Вт, что является практически нормой выхода драйвера на рабочую температуру.


GNX GOLD

Первоначально прогрелся до 52 градусов, а через 5 минут в закрытом боксе на корпусе температура была около 69.5 граусов, а на драйвере (индуктивности, судя по всему) так и вообще 81 градус. Мощность с 47 Вт упала до 44.5 Вт.


Можно сделать вывод, что термозащита работает исправно на обоих модулях, но GOLD, вероятно, имеет излишне высокую мощность и быстрее нагревается, в итоге снижая ток на диоды и общее потребление. Хотя делает это не так уж сильно.


AOZOOM DK200

Прогрелся за 5 минут работы до 51 градуса, после пяти минут в закрытом боксе до 69 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась с 59 Вт до 50 Вт. Проверяем сразу со всеми включенными чипами.



AOZOOM LASER GEN 5

Первоначально прогрелся до 53 градусов, а через 5 минут в закрытом боксе на корпусе температура была около 69 граусов, на драйвере 73.5 градусов. Мощность с 61 Вт упала до 51,5 Вт.


Термозащита работает исправно на обоих модулях Aozoom, но и там и там производитель выжимает максимум кратковременной мощности, а на деле через пять минут реальной работы все это режется из-за перегрева.

VISION TRI-LED

Прогрелся за 5 минут работы в закрытом боксе от 46 градусов до 67,5 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась с 48,8 Вт до 43 Вт. Драйвер нагрелся с 53 до 70 градусов.


Термозащита работает исправно, но, вероятно, опять излишне высокая мощность вызывает быстрый нагрев и заметное снижение мощности.


CRILINE D4 NR

Прогрелся за 5 минут работы в закрытом боксе от 53 градусов до 67 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась с 45 Вт до 41,5 Вт.


Аналогичная ситуация, как и у VISION. Но не так сильно греется.


К сожалению фото после прогрева было утеряно из-за неисправности оборудования.



DIXEL D1000

И вновь DIXEL нас удивил. Тестировали со всеми включенными чипами. Первоначальный прогрев на открытом стенде уже показал температуры выше среднего. До 55 градусов на радиаторе и около 65 градусов на нижней поверхности корпуса. За 5 минут работы в закрытом боксе температура от 55 градусов повысилась до 76 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась незначительно с 53 Вт до 52,5 Вт, что можно списать на корректировку из-за нагрева компонентов драйвера. Мы решили прогреть его как следует и оставили еще на 10 минут в закрытом боксе. Только под конец десятой минуты

мощность упала до 47 Вт, но температура на корпусе достигла 80 градусов, а на нижней поверхности все 100 градусов. Чтобы понимать всю пикантность ситуации - 100 градусов на корпусе соответствует примерно 130 градусам на чипах светодиодов. А ведь там внутри еще драйвер.

Термозащита вроде бы работает, но судя по всему настроена либо на очень высокую температуру, либо просто неправильно. Срабатывает очень поздно и подвергает риску светодиоды, до последнего не давая снижать яркость.

DILIHT PARROT

Первоначальный прогрев на открытом стенде показал температуры до 42 градусов на радиаторе и около 40 градусов на драйвере. За 5 минут работы в закрытом боксе температура дошла до 55 градусов на корпусе, а на драйвере повысилась до 70 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась незначительно с 42,3 Вт до 41,4 Вт. Также можно списать на корректировку из-за нагрева компонентов драйвера. В итоге только спустя 25 минут прогрева мощность стала заметно падать (до 33 Вт).


Термозащита работает. По температуре корпуса понятно, что запас по теплоемкости очень большой.

MTF WIDEBEAM

Второй "горячий" модуль на тесте. Первоначальный прогрев на открытом стенде показал температуры до 70 градусов на радиаторе и около 71,5 градуса на драйвере. За 5 минут работы в закрытом боксе температура дошла до 76 градусов на корпусе, а на драйвере повысилась до 75,8 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась незначительно с 52,2 Вт до 51,7 Вт. Оставили еще на 10 минут в закрытом боксе. В итоге мощность упала до 49 Вт, но температура на корпусе достигла 86 градусов, а на на драйвере 84,4 градуса.


Вывод, аналогичный предыдущему про DIXEL. Термозащита работает неправильно.


STATLIGHT BI LED A6

Первоначальный прогрев на открытом стенде показал температуры до 50 градусов на радиаторе. За 5 минут работы в закрытом боксе температура дошла до 72 градусов. При этом потребляемая мощность снизилась с 45 Вт до 43 Вт. Вывод, аналогичный предыдущим.


Термозащита работает, но сам модуль изначально немного завышен по мощности.

MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000К

Вопреки норме по установке, мы разместили выносной блок драйвера модуля также внутри тестового контейнера. Первоначальный прогрев на открытом стенде показал температуры до 48 градусов на радиаторе и около 39 градусов на драйвере. За 5 минут работы в закрытом боксе температура дошла до 61 градуса на корпусе, а на драйвере повысилась до 47 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась незначительно с 49 Вт до 48,7 Вт. Можно списать на корректировку из-за нагрева компонентов драйвера.


Термозащита работает, запас по теплоемкости присутствует. Но драйвер необходимо устанавливать согласно инструкции - корпусом наружу.

MATRIX BI-LED ledtechbeams 5500К

Аналогично разместили выносной блок драйвера модуля также внутри тестового контейнера. Первоначальный прогрев на открытом стенде показал температуры до 44 градусов на радиаторе и около 36 градусов на драйвере. За 5 минут работы в закрытом боксе температура дошла до 57,5 градусов на корпусе, а на драйвере повысилась до 46,6 градусов, при этом потребляемая мощность снизилась незначительно с 41,8 Вт до 41,3 Вт. Можно списать на корректировку из-за нагрева компонентов драйвера. Для интереса прогрели еще 10 минут. Получилось до 65 градусов на корпусе, до 55 на

драйвере. Потом переставили вентилятор охлаждения на тыльную сторону и снова прогрели. Температуры остались аналогичные с разницей в пару градусов. Термозащита не сработала, так как запас по теплоемкости еще не исчерпан.


Итого. Аналогично версии на 4000К термозащита работает, запас по теплоемкости присутствует. Но драйвер необходимо устанавливать согласно инструкции - корпусом наружу. При этом интересно, что светодиоды OSRAM, используемые в версии на 5500К заметно выше по эффективности, чем LUXEON на 4000К и нагреваются меньше, хотя освещенность дают выше.


Переходим к ЭМС.

Электромагнитная совместимость

Из своего опыта знаем, что наибольшая величина помехи обычно проявляется в диапазоне 90-100 МГц, поэтому выбрали частоту тестирования в районе 96 МГц.


Для тех, кто не может смотреть видео расписываем результаты проверки наличия шума на радио по каждому модулю:


KOITO DM008 1A - шума нет вообще

GNX SILVER - слабый шум

GNX GOLD - сильный шум

AOZOOM DK200 - средний шум от основного чипа и сильный от дополнительного

AOZOOM LASER GEN 5 - слабый шум

VISION TRI-LED - сильный шум

CRILINE D4 NR - средний шум

DIXEL D1000 - сильный шум от всех чипов

DILIHT PARROT - сильный шум

MTF WIDEBEAM - сильный шум

STATLIGHT BI LED A6 - слабый шум

MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000K/5500K - практически отсутствует шум


В целом, исход такой проверки не означает, что при наличии шума в ближней зоне, на машине все будет аналогично. Слишком много факторов влияет на итог, в том числе экранированность антенны и помехоустойчивость всего тракта приема.


Помеха может быть заметной и в метре-двух от корпуса BI-LED модуля, а может в 30-ти сантиметрах от него уже полностью исчезнуть. Но второй случай вероятнее для слабого и среднего уровня шума при расположении приемника вплотную как на видео.


Сильные помехи обычно распространяются дальше, просто по той причине, что у них выше уровень (частота на видео одна и та же). Распространяются не по проводам или корпусу машины, а "по воздуху". Это главная причина, почему их очень трудно загасить подручными средствами. Источником, как правило, является импульсный драйвер и, иногда, вентилятор охлаждения. То есть конечному пользователю в случае чего искать решения придется на стороне тракта приема в автомобиле. Помехи по проводам победить сильно проще с помощью фильтров и прочих приспособлений.


Влияет ли помеха на электронные блоки? Маловероятно, ибо частота нужна сильно выше, плюс все CAN и LIN шины данных имеют защиту даже на физическом уровне в виде плетения кабеля. В основном это будет влиять именно на гражданскую аппаратуру приема-передачи типа FM-радио. Кому-то такой шум не доставит проблем, а кто-то будет крайне сильно опечален отсутствием любимых радиостанций в темное время суток.


Далее разберем все модули.

Технические решения

KOITO DM008 1A

Один чип на 4 кристалла. Термодатчика на чипе нет. Массивный радиатор. Шторка с язычком затемнения встречки. Пластиковая линза с шагренью обеспечивает размытие СТГ.


В общем-то обсуждать нечего - качество заводское.

GNX SILVER

Один чип на 9 кристаллов. Термодатчик. Интересная форма отражателя, а также очень интересное решение по реализации шторки дальнего света - нет электромагнита, а стоит моторчик со своим драйвером. Также стоит стеклянная линза с шагренью, которая обеспечивает размытие СТГ.

GNX GOLD

Основной чип на 6 кристаллов. Термодатчик стоит на оборотной стороне платы со вторым чипом на 1 кристалл. Стеклянная прозрачная линза. Драйвер встроенный, стоит почему-то кривовато. Ничего необычного не заметили.

AOZOOM LASER GEN 5

Основной чип на 6 кристаллов с термодатчиком. При вскрытии на нем был кусочек термопасты, но очистился без последствий. На оборотной стороне стоит плата со вторым чипом на 3 кристалл. Стеклянная прозрачная линза. Драйвер встроенный.

Дополнительно установлен источник лазерного света, который засвечивает второй чип, добавляя ему немного яркости, но смещающий ЦТ в желтые тона. На сколько такая система эффективна и полезна для ближнего света сказать сложно. Но решение необычное, отрицать нет смысла.

AOZOOM DK200

Основной чип на 9 кристаллов с термодатчиком. На оборотной стороне стоит плата со вторым чипом на 1 кристалл. Стеклянная прозрачная линза. Драйвер встроенный. Ничего нового.

VISION TRI-LED

Основной чип на 6 кристаллов с термодатчиком. Плата со вторым чипом на 3 кристалла. Стеклянная прозрачная линза с синим отливом. Драйвер встроенный. Видно, что отличается по схемотехнике от типичного китайского, так что заявлениям производителя, вероятно, можно верить. Довольно много грязи от термопасты при сборке, в том числе и на кристалле. Почему-то оплавлена оплетка на проводке шторки дальнего. Под самой шторкой стоит проставка. В остальном все типично для двучхчипового модуля.

CRILINE D4 NR

Основной чип на 6 кристаллов с термодатчиком. Сонаправленный рефлектор на месте, внутри однокристальный чип. стоит на оборотной стороне платы со вторым чипом на 1 кристалл. Металлическая шторка. Стеклянная прозрачная линза. Драйвер встроенный. По маркировке ощущение, что все детали с завода AOZOOM. Хотя можем быть не правы.

DIXEL D1000

Итак, один из наиболее спорных модулей текущего теста. Весьма интересный и необычный внутри.

Первое, что бросается в глаза - нет термодатчика на основном чипе. Почему? Кто знает. Возможно с этим связан странный принцип работы термозащиты и очень сильный нагрев модуля. Зато датчик есть на плате с дополнительными чипами. На них также стоит крайне интересная система с двумя призматическими линзами.

Установлен медный радиатор на хвостовике. Видно, что основной плате он прилегает через термопасту. Драйвер внешне не повторяет уже рассмотренные модели. Приятно, что есть разъемы, пусть и хлипкие. Это уже шаг в нужную сторону.

Отражатель по размеру очень близок к KOITO, что скорее всего в большей степени и обуславливает очень большую ширину общей заливки.

Шторка обычная, линза стеклянная прозрачная с синим отливом.

DILIHT PARROT

Также интересный внутри модуль с матричной структурой оптической системы.

Интересно выглядит решение с линзой, возможно их там две (без шагрени). По крайней мере по весу и форме есть такое ощущение. Конструктивно драйвер находится за модулем, схемотехнические решения тоже судя по всему уникальные. Жаль, что есть шум на радио.

15 светодиодов в матрице. Термодатчик на месте. Весьма необычная система шторки дальнего света. Судя по всему у шторки есть система фиксации, благодаря которой она потребляет ток только во время срабатывания, а дальше остается в своем положении механически. Это исключает возможный нагрев электромагнита шторки.

Есть вопрос почему чипы расположены с разным расстоянием друг от друга, но если так и должно быть - без проблем.

А еще это самый компактный модуль из всех протестированных.

MTF WIDEBEAM

Типичная двухчиповая конструкция с двумя рефлекторами и прозрачной линзой.

Основной чип 6 кристаллов с термодатчиком, дополнительный - 1 кристалл. Драйвер какой-то свой, контакты грамотно залиты компаундом и присутствуют разъемы. В этом товарищам из DIXEL можно брать пример. Вообще, в целом сборка у MTF на высоком уровне.

Шторка обычная, на электромагните.

STATLIGHT BI LED A6

Аналогичная типичная двухчиповая конструкция с двумя рефлекторами и прозрачной линзой.

Основной чип 6 кристаллов с термодатчиком, дополнительный - 4 кристалла. Драйвер тоже своей конструкции, никаких разъемов - все навесная пайка.

Шторка металл, на электромагните.

MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000K и 5500K

Матричная система размещения светодиодов. 11 кристаллов OSRAM KW.CELNM3.TK в версии на 5500К, либо 11 кристаллов LUXEON Z ES LXZ2-4070 в версии на 4000K.

Первичная линза пластиковая на 6 секций, основная линза стеклянная с шагренью.

Драйвер выносной, в отдельном корпусе, собственной разработки. В сборе залит компаундом. Вся проводка на разъемах - никаких паяных соединений

Шторка металл, на электромагните.

Подведём итоги

Все, что будет написано ниже не является рекомендацией к покупке.

Это лишь наши выводы на основе проделанной работы.


KOITO DM-008 1A - в свое время данный модуль наделал много "шороху" в среде ретрофита. Несмотря на крайне неудобный форм-фактор, DM-008 своей запредельной шириной и хорошей равномерностью занял вполне законную нишу любителей качественного света. Он и сейчас имеет место быть как решение, однако на август 2023 года - ощущается определенная нехватка яркости. Да и в адаптив не поставить.


GNX SILVER - интересные модули. Наконец-то кто-то, кроме нас, сделал линзы с шагренью, как на OEM решениях. Не особо сильный шум на радио - тоже хорошо. Термозащита работает как надо. Но, кроме этого, есть вопросы к распределению света, наличию зон самоослепления и цветовой температуре (немного зеленовато, как-будто). Над этим нужно поработать. Потенциал есть, надеемся у модулей будут новые ревизии.


GNX GOLD - типичный "китай" старой школы, распределение света совсем печальное, синева, шум на радио. Не впечатлили.


Aozoom DK200 - бестселлер отечественного рынка, спорить с кошельком покупателя трудно, тем более нам всем стоит помнить, что именно реклама компании Aozoom внесла существенный вклад в популяризацию BI-LED модулей в России. В целом, кто бы что ни говорил, но базовый свет за свои деньги (в пределах 14000 рублей) данные модули окупают полностью, термозащита работает, синевы стало заметно меньше. Однако второй чип надо использовать только с дальним светом. Светораспределение не меняется с самой первой версии, огромное традиционное "коромысло", но из-за смены чипов на более теплые интенсивность самоослепления (как и яркость) судя по всему чуть снизилась, хотя и далеко не полностью. Кстати, а надпись на коробке "без шума на радио" более не актуальна?


Aozoom Laser Gen.5 - очередной типичный "китай", только с модной продающей опцией LASER. Своих денег, как нам кажется, не стоит. Распределение света никакое, хорошо, что не сильно шумят на радио и защищены от перегрева.


VISION TRI-LED Ultimate Series - довольно приятные модули в плане света получились, хороший баланс яркости и светораспределения, без каких-либо ярко выраженных пятен самоослепления. Термозащита на месте, но сильный шум на радио - жирный минус. Посмотрим как это скажется на реальной эксплуатации. В целом, учитывая компактный размер относительно тех же "драконов" - плюсов больше. Надеемся в следующей ревизии увидеть меньший уровень шума и возможность отключения дополнительного чипа.


CRILINE D4 NR - средние по всем параметрам модули, есть некоторые проблемы с распределением света, шумом на радио. Термозащита работает исправно. Не стоит забывать, что это бюджетное решение за 10000 рублей, поэтому за свои деньги - все нормально.


DIXEL D1000 - самый спорный участник нашего теста. Явные плюсы соседствуют со столь же явными минусами. Широчайшая заливка против отсутствия горячего пятна и синевы в СТГ? В общем-то равномерное распределение света в центральной зоне или предельные температуры работы? А как на счет очень сильного шума на радио? Интересные конструктивные решения, но пересвет в зоне ПТФ. Непонятное цветное пятно от дополнительных чипов туда же. В общем, над модулями надо работать. Потенциал есть. Тем более за такую цену команда разработчиков должна корпеть над ними день и ночь.


DILIHT PARROT - самые компактные модули из всех протестированных. Есть вопросы к свету, хотя разница с прошлогодней моделью в положительную сторону явно. Технически грамотно спроектированная шторка с фиксацией, да и вообще уникальная конструкция всего модуля. Выровнять цветовую температуру, убрать шум на радио - вот этого бы очень хотелось. Желаем удачи соотечественникам.


MTF WIDEBEAM - очередной типичный "китай", только еще и без нормально работающей термозащиты. Хотя, сборка - правда очень качественная, даже в мелочах. Но этого оказалось мало. Честно говоря, мы хотели взять на тест сначала LaserJet, но посмотрев вживую... WideBeam лучше. Как-то так.


Statlight BI LED A6 - также крепкий среднячок по всем показателям, с нормальной термозащитой, без особого шума на радио, нормальной сборкой, но определенной синевой в СТГ и пересветом в рабочей зоне. Но тут острее стоит вопрос цены в 16500 рублей.


MATRIX BI-LED ledtechbeams 4000К/5500К - наши модули, по сути, попытка создать аналог OEM решений с правильным равномерным светом, мягкой СТГ, но в более удобном корпусе и с не заниженной яркостью в угоду сертификатам того же ЕС. Есть признанные проблемы с "полосами" в зоне ПТФДовольно высокая цена по сравнению со многими модулями обусловлена пока что мелкими партиями, настоящей полноценной гарантией и постоянной непрерывной технической работой по улучшению качества света, надежности и удобства установки.



Вместо эпилога
Спасибо, уважаемый читатель, что нашли время и уделили внимание нашей работе, на которую мы потратили огромное количество сил и времени. Как и обещали, старались оставаться объективными. Не топили никого специально, но и не превозносили, даже модули собственной разработки.

Рассчитываем, что Вам понравился наш разбор и помог хотя бы немного расширить понимание в вопросе современного автомобильного света.

Если Вам что-то не понравилось или Вы с чем-то не согласны - это нормально.

Лучшее "спасибо" - репост статьи другу-автолюбителю!

Успехов всем нам!

Все будет как мы любим(с)!

Made on
Tilda